Применение цветового круга у художников

Художники применяют цветовой круг для гармоничного сочетания цветов в своих работах. Конечно это можно делать и интуитивно, хорошо чувствуя цветовые гармонии. Но если умело сочетать в своих картинах интуитивно подобранную цветовую гамму и правильные комбинации цветов, предлагаемых в цветовом круге, можно достичь невероятно гармоничных цветовых сочетаний.

Каким же образом использовать цветовой круг художнику? Известно несколько вариантов сочетаний цветов, которые можно с легкостью воспроизвести с помощью цветового круга и использовать их как цветовую гамму картины. Для этого необходимо использовать первую сторону круга.

Комплиментарное сочетание зеленого и красного

1
1. Комплиментарные сочетания цветов, называемые также дополнительные.
Комплиментарные цвета расположены на противоположных сторонах цветового круга. Такое сочетание цветов является очень ярким, контрастным и невероятно насыщенным, но практически не допустимым как цветовая гамма большой картины, а очень подходящим для того, чтобы выделить те или иные места. Пример такого сочетания – это красный и зеленый.

Сочетание фиолетового, сине-фиолетового и красно-фиолетового, использую классическую триаду

2
2. Классическая триада.
Данное сочетание образуют три равноудаленных цвета по цветовому кругу. Такое сочетание цветов является очень живым и приятным, даже несмотря на то, что цвета используемые в нем, могут быть бледные и не очень насыщенные. Для достижения максимального эффекта в классической триаде стоит выбрать один цвет, который будет главным в композиции, а два остальных – для выделения акцентов.

Сочетание сине-зеленого, зеленого и желто-зеленого, используя аналоговую триаду

3
3. Аналоговая триада.
Триаду образуют три соседние цвета в цветовом круге. Такое сочетание цветов используется при создании спокойных композиций, например, передающих красоту природы. Как правило, в аналоговой триаде один цвет – главный, второй – дополняющий первый, а третий – для выделения акцентов. Работы, выполненные в сочетании цветов аналоговой триады отражают мягкий переход оттенков одной четверти цветового круга. Для акцентирования тех или иных мест в картине, используют черный и белый цвета.

Сочетание желто-зеленого, красно-фиолетового и красно-оранжевого, используя контрастную триаду

4
4. Контрастная триада.
Это один из вариантов комплиментарного сочетания цветов, но в котором вместо противоположного цвета используются соседние цвета. Такое сочетание выглядит очень контрастно, но в тоже время намного спокойнее, чем при комплиментарном сочетании.

Прямоугольное сочетание красного, фиолетового, желтого и зеленого

5
5. Прямоугольное сочетание.
Такое сочетание состоящее из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные, включает в себя огромное количество вариаций цветовых сочетаний. Для достижения баланса в таком цветовом сочетании, один цвет выбирается, как преобладающий, а остальные как вспомогательные.

Квадратное сочетание сине-зеленого, желтого, красно-оранжевого и фиолетового

6
6. Квадратное сочетание.
Данное сочетание очень напоминает прямоугольное, только цвета в ней равноудаленные по кругу. В этом сочетании также необходимо подобрать один преобладающий цвет.

Вторая сторона цветового круга предназначена для того, чтобы правильно смешивать между собой цвета, а также заранее понимать, какой цвет получится в итоге того или иного смешивания. Например, если взглянуть на цветовой круг, то можно увидеть следующее: при смешивании оранжевого и черного получится коричневый цвет, а при смешивании белого и красного – нежно-розовый и т.д. Наличие цветового круга у художника позволяет рисовать с небольшим количеством основных цветов красок, а другие необходимые цвета с легкостью получать, смешивая между собой основные.

Как видим, при грамотном использовании цветовой круг дает множество возможностей художнику и помогает гармонично, а главное правильно подобрать цветовую гамму картины.

Таблица смешивания цветов